Наш темп жизни стремительно меняется, во всех сферах появляются новые технологии, усложняется труд за счет инноваций и необходимости обрабатывать большое количество информации. Коррекционная педагогика, подхватывая общий ритм, так же активно развивается. Сегодня мы можем выстраивать индивидуальные коррекционные маршруты для детей раннего возраста, преодолевать проблемы школьных трудностей, социальных дезадаптаций.
Всего 15 лет назад логопеды преимущественно занимались постановкой звуков и развитием речи у детей старшего дошкольного возраста, олигофренопедагоги пытались развивать мышление у детей с умственной отсталостью, порой в эту категорию попадали все дети, не имеющие сил осваивать учебные программы по разным причинам. Самым редким и необычным специалистом из коррекционных педагогов был нейропсихолог.
Благодаря распространяющимся знаниям нейрофизиологии, связанным с изучением пластичности мозга и возможностями использования нейропластичности для решения задач коррекционной педагогики, мы можем эффективно помогать детям раннего возраста, компенсировать и устранять дефекты моторики, преодолевать аутизм, а также корректировать все нарушения в развитии. Сегодня коррекционные педагоги активно внедряют знания о сенсорной интеграции, поведенческом анализе, младенческих рефлексах в свою практику и достигают высоких результатов в работе.
Появились новые помогающие специальности: инструктор адаптивной физкультуры, эрготерапевт, педагог сенсомоторной коррекции и сенсорной интеграции.
Из-за того, что компетенции специалистов расширились, появились непризнанные но объяснимые названия: нейрологопед, специалист психо-аудио-акустической коррекции.
Коррекционные педагоги овладели аппаратными технологиями: аппаратура для реализации метода А. Томатиса, аппаратура биологической обратной связи, даже логопедический массаж выполняется не просто руками, а специальными механическими и электрическими зондами.
Сегодня у коррекционных педагогов огромное количество точек роста и возможности бесконечно получать удовольствие от своей работы, помогая людям качественно проходить абилитационные и реабилитационные программы.
С какого возраста можно рекомендовать разных коррекционных педагогов?
Логопед диагностирует нарушения и может начинать активную коррекцию с 2-х лет при дизартриях и/или отсутствии или недоразвитии речи.
Инструктор АДК, терапевт сенсомоторной коррекции и сенсорной интеграции хорошо выстроит занятия с ребенком от 3-х лет при сенсорных дезадаптациях, диспраксиях.
Эрготерапевт работает с 3-х лет при грубых нарушениях в развитии моторной, когнитивной, поведенческой сферах.
Дефектолог (олигофренопедагог) будет полезен с 4-х лет, выстраивая индивидуальные образовательные программы и помогая ребенку с нарушениями нейрокогнитивного развития осваивать их.
Нейропсихолог с 4-х лет решит проблемы межполушарных взаимодействий, проблемы ритма, нарушение тонуса мышц, инертность нервной системы, сложности фокусировки и переключения внимания.
Специализации разные, но сфера одна – коррекционная педагогика, поэтому часто специалисты расширяют свои компетенции, особенно работая по одиночке. Приходя в коррекционный центр, вы можете при помощи куратора составить индивидуальную программу, распределить нагрузку для ребенка и задачи для команды специалистов, тем самым, максимально качественно помочь ребенку.
Метод биологической обратной связи с 4-х лет.
Томатис терапия с 2-х лет.